Bacian ([info]bacian) wrote,
@ 2008-07-05 19:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:In Search of Sunrise 5 - Los Angeles
Entry tags:Минск, история, оккупация

Стройки фашизма
Удивительный факт: известно как минимум 3 здания, построенных в Минске в период немецкой оккупации. Причем если об одном из них, кинотеатре "Першым", было известно давно, то два других получилось вычислить чисто логически, опираясь на ряд фотографий.

Этот снимок из первой книги по истории Минска, изданной в 1957 году, думаю, видели многие. Советские танки проезжают по улице только что освобождённого города. Правда, локализовать место съёмки мне никак не удавалось: ни на одном снимке не доводилось встречать два типовых дома, что на переднем плане.


И только взглянув на левую часть фотографии площади Ленина (сделана до 1964 года) с высоты птичьего полёта становится совершенно ясно, где была сделана первая фотография. Оказывается, это дома в начале улицы Советской, а громадина на заднем плане - левое крыло Дома Правительства
Photobucket

Но самое интересное - это то, что на фотографии, сделанной примерно с того же ракурса, что и первая, и изображающей вступление немцев в Минск в 1941 году, двух типовых домов просто нет.

Вывод напрашивается сам собой: эти дома были построены именно во время фашистской оккупации. Для кого - непонятно. Моё предположение - для немецких чиновников или офицеров. Дома, кстати, весьма характерны для рядовой застройки тогдашней Германии.

А это кинотеатр "Першы"

Кинотеатр «Першы» находился на Советской, 23. Был построен немцами в годы оккупации. Представлял собой двухэтажное деревянное здание с элементами псевдоготики. Здесь фашисты также проводили торжественные мероприятия. Немецкие художественные ленты сопровождались титрами. А перед фильмами показывались пропагандистские кадры военной кинохроники. После освобождения Минска от захватчиков немецкий кинотеатр переоборудовали и назвали «Першым». Он был рассчитан на 485 зрителей. Фасад здания выходил на улицу Володарского. (С)




(32 comments) - (Post a new comment)


[info]pulman
2008-07-05 06:16 pm UTC (link)
Это дома - довоенные, здесь была знаменитая на весь город булочная. Более того, именно здесь находилась аптека, где шпик засек Омельнюка, который спустя 10 минут был застрелен в руинах городка БГУ (мемориальная доска у красного костела неправильно обозначает место его гибели).

(Reply to this) (Thread)


[info]maksim_l
2008-07-05 06:18 pm UTC (link)
но на немецком фото из 1941 их нет, не странно ли?

(Reply to this) (Parent)


[info]maksim_l
2008-07-05 06:16 pm UTC (link)
Всё таки, до довоенного немецкого уровня советская фототехника доросла только к 1970-ым.

(Reply to this)


[info]pulman
2008-07-05 06:50 pm UTC (link)
На фото они не видны, потому что взят не тот ракурс, здания стояли прямо перед педом, его на фото тоже не видно. Эти дома - часть дореволюционной застройки Захарьевской улицы.

(Reply to this) (Thread)


[info]bacian
2008-07-05 06:52 pm UTC (link)
у Вас проблемы с глазомером

(Reply to this) (Parent)


[info]pulman
2008-07-05 07:41 pm UTC (link)
С глазомеров у меня все в порядке. На вашем фото Дом урода с другой строны, с середины Мясникова :))) Это дома - достоверно дореволюционные, тут сомнений никаких нет и быть не может, это - факт научный. У меня бабушка в этой булочной до войны каждый день товарилась, когда с работы домой шла :)))))

(Reply to this) (Thread)


[info]bacian
2008-07-05 07:56 pm UTC (link)
тот из трех домов, который ближе всего к Дому правительства, дореволюционный, спору нет, он кстати есть на всех трех снимках, а вот два одинаковых дома отсутствуют на снимке 28 июня 1941 года, да и не характерны эти здания для периода до революции

нате еще снимок для верности. те два дома, о которых речь, построили как раз на пустыре между дореволюционным домом (справа) и привокзальной часовней(слева). неужели невооруженным глазом не виден пустырь, на месте которого как в 1944, так и в 1969 годах стоят 2 дома?! неужели не видно, что дореволюционный дом на снимке с вертолета и на данном снимке один и тот же??
Photobucket
не надо козырять рассказами бабушки, которые вы неправильно понимаете. верьте своим глазам

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pulman
2008-07-05 08:25 pm UTC (link)
Бабушка рассказывала все правильно, и ее я понимал правильно. Что я не понял, так это какие дома вы имели в виду. Нужно более понятно писать или отмечать строения прямо на фото.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bacian
2008-07-05 08:29 pm UTC (link)
я вполне конкретно писал про ДВА ОДНОТИПНЫХ ДОМА..

(Reply to this) (Parent)


[info]vadim_i_z
2008-07-05 07:50 pm UTC (link)
Когда эти домики сносили, чтобы построить на их месте министерский корпус, на одном из них под сбитой штукатуркой обнаружилась надпись КОНФЕКТЫ. Именно в такой орфографии. Так что, получается, дореволюционные они.

(Reply to this) (Thread)


[info]bacian
2008-07-05 07:59 pm UTC (link)
крайний справа дореволюционный, конечно, я его не раз видел на более ранних снимках. но два типовых здания явно времен оккупации. по-моему, я это обосновал фотографиями

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vadim_i_z
2008-07-05 08:40 pm UTC (link)
Чуть о другом. Снимок "с птичьего полета" датирован неправильно - дом Костровицкой снесен в 1963 или 1964 году.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bacian
2008-07-05 08:49 pm UTC (link)
это не я виноват, это minsk-old-new.com

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]1und20
2008-07-06 03:22 pm UTC (link)
Так поправьтесь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bacian
2008-07-06 03:26 pm UTC (link)
это приказ?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]1und20
2008-07-06 03:32 pm UTC (link)
Нет, конечно же. Просьба.
Я сам хотел вам написать, что второй снимок никак не может быть сделан в 1969м, так как этот красивый дом снесли в 1964м. Но меня опередили.

(Reply to this) (Parent)


[info]zap4ick
2008-07-05 07:57 pm UTC (link)
хм, почему нету.. а что я вижу на фото 1941го года у дома правительства?)

(Reply to this) (Thread)


[info]zap4ick
2008-07-05 07:58 pm UTC (link)
ы. ну да, может быть он один)

(Reply to this) (Parent)


[info]lamma_mamma
2008-07-06 01:27 pm UTC (link)
Нічога сабе.

(Reply to this)


[info]kapialush
2008-07-06 02:12 pm UTC (link)
Удивительный факт: известно как минимум 3 здания, построенных в Минске в период немецкой оккупации.

А што тут дзіўнага?

(Reply to this) (Thread)


[info]bacian
2008-07-06 03:10 pm UTC (link)
немцы более прославились как разрушители, особенно в отношении Минска, не находите?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kabierac
2008-07-06 09:11 pm UTC (link)
Кстати, существовали немецкие планы долгосрочной застройки Минска. Если в Минске они осуществлены не были, то в Койданово (Дзержинске) в 1943-44 проводилась перепланировка улиц и возводились дома. Общеизвестно также, что построенные немцами здания сохранились в Барановичах и Слуцке (это только те города, о которых я слышал)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bacian
2008-07-06 10:18 pm UTC (link)
этот план?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kabierac
2008-07-07 08:57 am UTC (link)
да. кроме того, в Минске известны минимум четыре сохранившихся немецких ДОТа

(Reply to this) (Parent)


[info]kapialush
2008-07-06 10:30 pm UTC (link)
Я бы сказаў, што немцам проста не далі часу для таго каб выправіць свае разбурэньні ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bacian
2008-07-06 10:55 pm UTC (link)
ну да, на постройку идеального города с казармами и крематорием с площадкой для расстрелов в центре (ссылка выше). не надо оправдывать ублюдков

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kapialush
2008-07-06 11:01 pm UTC (link)
Ололо. Пагналі штампы савецкай прапаганды :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bacian
2008-07-07 12:39 pm UTC (link)
если ты фашист, хотя бы не афишируй это.. ещё перерастёшь

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kapialush
2008-07-07 12:50 pm UTC (link)
Я не фашыст.

(Reply to this) (Parent)


[info]rst_paul
2008-07-06 02:46 pm UTC (link)
Еще вот вопросик: а насколько аутентичен первый снимок (3 07 44). Не забывайте, что советский агитпроп части прибегал к инсценировкам при проведении фотосесий знаковых событий, будь то "штурм" Зимнего, или художественная реконструкция "водружения" ряда знамен над Рейхстагом через пару дней после Победы. Не даю гарантию, что первое фото не сделано "по мотивам" взятия Минска спустя несколько лет. Справедливости ради не припоминаю упоминаний о проведении парадов тяжелой техники в первые послевоенные годы. Но свой фотоархив первых послевоенных лет пересмотрю внимательно - уж больно любопытен сей факт...

Кстати, раз уж пошла речь о немецких стройках, стоит упомянуть, что именно они, если не ошибаюсь, в 1943 г."ввели в эксплуатацию" небезызвестный объект по К Маркса 38. Именно тогда, в подготовленное и доделанное здание перебрался из Дома Профсоюзов генеральный комиссариат во главе с В.Кубе

(Reply to this) (Thread)


[info]bacian
2008-07-06 03:25 pm UTC (link)
да, кстати, это вероятно, но зачем советам было строить после войны невзрачные двухэтажные домишки в самом центре прямо около Дома Правительства, учитывая грандиозные планы послевоенного строительства? это несколько нелогично, особенно учитывая тот факт, что всего лет через 20 все три дома будут снесены, чтобы уступить место министерскому зданию.

Да и по-моему это не парад, а просто проход танковой колонны в направлении Бреста: совершенно нету зрителей. Да и ни кольцевой дороги, ни проспекта Дзержинского тогда не было, так что это единственный вариант транзита через город.

А разве Кубе не перебрался к тому времени в ад? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rst_paul
2008-07-06 03:48 pm UTC (link)
Вот в том-то и интерес весь - когда эти домики построили. И кто... Пока до архива фото не доберусь - увы, ничего к своему предыдущему посту (а в нем ведь нет доказательств - одни предположения) не добавлю...

А Кубе-то успел несколько месяцев походить из дома на работу пешочком, да через калиточку. Точной датой переезда комиссариата пока не располагаю - где-то после мая 1943. Есть такая книжка, почему-то не ставшая очень заметной - "Охота на палача". Один из авторов ее Вячеслав Селеменев (директор НАРБ)дал в приложении архивный отчет капитана Казанцева об операции по уничтожению Кубе - вот там масса интереснейших деталей и планов. Кстати, именно там прямым текстом говорится о том, что немцы достраивали дом ЦК КПБ.

(Reply to this) (Parent)


(32 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…