?

Log in

No account? Create an account
just be
Оккупационный трамвай 
15th-Nov-2008 06:13 pm
Paris
Малоизвестным остаётся тот факт, что во время фашистской оккупации в Минске функционировало трамвайное движение, прерванное в начале войны. С начала мая 1943 года трамваи стали ходить по единственному маршруту "Товарная - Выставка" (Выставка - район нынешней площади Калинина). До сих пор не вполне ясно, могли ли пользоваться трамваем минчане, или же он был предназначен только для немцев.

Торжественный пуск "оккупационного" минского трамвая.


Трамвай проезжает мимо Дома Офицеров. Все здания на переднем плане сохранились, за исключением водонапорной башни, которая будет разобрана уже после войны. На первый взгляд может показаться, что дома обгорелые, однако на самом деле это маскировочная окраска для защиты от авианалётов.
Comments 
15th-Nov-2008 04:31 pm (UTC)
На этой фотке водонапорная башня хорошо показана. Мало хороших фоток с ней.
15th-Nov-2008 04:37 pm (UTC)
До сих пор не вполне ясно, могли ли пользоваться трамваем минчане, или же он был предназначен только для немцев.

Вам не кажется что это несколько бредовая догадка?
15th-Nov-2008 04:59 pm (UTC)
не, усё магло быць, што гэты няшчасны адзіны маршрут, магчыма з 3-4 вагонамі працаваў толькі для фашэй. Няма чаму здзіўляцца.
15th-Nov-2008 04:47 pm (UTC)
Флажки и ленточки на верхней фотке - я так понимаю, БЧБ?

Насчет "только для немцев" - ерунда, нигде на оккупированных территориях жесткого "апартеида" не вводилось (за исключением евреев, конечно). Что не отменяет и т.д.
15th-Nov-2008 06:11 pm (UTC)
ну почему же сразу ерунда. скудную информацию про трамвайное движение того времени я почерпнул в статье немецкого исследователя, посвящённой оккупации Минска. в советских источниках так вообще безапелляционно говорится, что трамваи были только для немцев, а в упомянутой статье формулировка такая же неопределённая, как в моём посте. в целом маршрут этой единственной линии отлично соответствует именно интересам немцев. кстати, в единственном известном источнике - выпуске Minsker Zeitung за 19 мая 1943 года этот вопрос не уточняется.

а в трамваях на оккупированных территориях как раз таки был апартеид. в Варшаве, например, половина каждого вагона была выделена для немцев, хотя их численность явно была меньше численности поляков

флажки - да, конечно б-ч-б
15th-Nov-2008 05:00 pm (UTC)
Маршрут Таварная - Выстава існаваў і да вайны і пасля. Вагоны на фота, хучэй за ўсё "Х"+"М".
15th-Nov-2008 05:07 pm (UTC)
Сьцяжкі ды стужкі — бел-чырвона-белыя?
15th-Nov-2008 06:04 pm (UTC)
вас гэта зьдзіўляе?
15th-Nov-2008 06:10 pm (UTC)
Трамвай пайшоў

Ад сыботы пайшоў iзноў Менскi трамвай! Тымчасам ходзiць ён на лiнii былога №1 ад Камароўскага парку й пакуль да Лiповае вулiцы (б.Валадарскага), паступова асвойваючы й далейшыя дзялянкi ў кiрунку да пасажырскага вакзалу. На ўсёй лiнii ўстаноўлена 10 упынак.

Дык–жа вiншуем iз гэтым нашых чытачоў, якiя павiнны цяпер ужо дараваць неаднаразовыя паведамленьнi ў нашай газэце, якiя не маглi спраўдзiцца сваiм часам.

(З паведамленьняў беларускае прэсы)
15th-Nov-2008 07:13 pm (UTC)
нейкая дзіўная мова :) ніколі ня думаў, што ў 40-я пісалі "сыбота", "упынак"
15th-Nov-2008 06:11 pm (UTC)
Вторая фотка - класс.
15th-Nov-2008 10:29 pm (UTC)
это точно! водонапорка просто улетное строение!
15th-Nov-2008 06:59 pm (UTC)
БЧБ и трамваи только для немцев? не логично. Если бы они предназначались только для немцев, то зачем торжественный пуск их БЧБ лентами и флажками украшать?
15th-Nov-2008 07:13 pm (UTC)
я же ничего не утверждаю. скорее всего видимо могли и минчане.
15th-Nov-2008 08:27 pm (UTC)
башенка красивая, жалка иё
15th-Nov-2008 08:31 pm (UTC)
на проспекте Жукова похожая есть
15th-Nov-2008 11:39 pm (UTC)
2-ое фото просто супер, хотя и 1-ое весьма примечательно. Спасибо.
16th-Nov-2008 06:26 am (UTC)
Каптерка и ворота, которые на втором фото между церковной семинарией и Домом Офицеров, не уцелели...
10th-Jan-2009 09:56 am (UTC)
Это открытие второй линии трамвая (точнее продолжения существующей трассы), и оно произошло во второй половине июня 1944 года (Minsker Zeitung, 22-06-1944).
Ленточку перезал бургомистр Минска Комар.
10th-Jan-2009 11:03 am (UTC)
Ирония судьбы: как раз 22-23 июня началась операция "Багратион", в ходе которой через 10 дней освободят Минск.

Кстати, докуда продолжили существующую трассу?
10th-Jan-2009 01:47 pm (UTC)
Перевод статьи из Minsker Zeitung (22-06-1944) сделан с помощью компьютерного переводчика. Прошу сильно не бить ногами :(((

Новый трамвайный маршрут
Теперь можно ездить от рольганга (Rollbahn) до товарной станции (Güterbahnhof)

ФОТОГРАФИЯ - но неважного качества. Почти соответствует приведенной (немного дальше и угол другой). Под ней подпить
Обер-бургомистр Коммар перерезал ленту

После торжественного открытия вчера утром был передан для общественного использования новый трамвайный маршрут. В то время как трамвай ездил до сих пор только по маршруту Rollbahn-Helmholtzstraße, теперь он ездит до товарной станции.
На углу Хельмхольцштрассе, прежней конечной станции трамвая, представители немецких и белорусской администрации собрались для первой поездке по новому маршруту. Наново окрашенный трамвай, украшенный пихтовыми гирляндами с немецкими и белорусскими лентами, был готов для торжественного пуска.
После музыкального вступления оркестра местных полиции городской комиссар Бекер пориветствовал немецких и местных гостей и подчеркивал, что открытие нового трамвайного маршрута не является по существу всемирно-историческим событием, но для Минска на пятом военном году имеет символическое значение. Он поблагодарил различные немецкие служебные инстанции, прежде всего, KVD и OT, за их энергичное сотрудничество. Также он высказывал свое особенное признание обер-бургомистру столицы Минска, Kommar, и белорусскому муниципалитета, которые работали быстро и образцово, чтобы реализовывать этот проект.
Обер-бургомистр Коммар перерезал бело-красно-белую ленту под звуки оркестра, и поезд с гостей стартовал в первую поездку до товарной станции и обратно.


10th-Jan-2009 01:55 pm (UTC)
Давайте оригинал, я по-немецки более-менее понимаю :)
10th-Jan-2009 03:40 pm (UTC)
Eine neue Straßenbahnlinie
Man kann jetzt der Rollbahn bis zum Güterbahnhof fahren
Oberbürgermeister Kommar durchschneidet das Band

Mit einem Festakt wurde gestern morgen eine neue Straßenbahnlinie dem öf¬fentlichen Verkehr übergeben. Während die Straßenbahn bisher nur auf der Strecke Rollbahn-Helmholtzstraße ver¬kehrte, fährt sie jetzt bis zum Güterbahnhof durch.
An der Ecke Helmholtzstraße, der bis¬herigen Endstation der Straßenbahn, hatten sich die Vertreter der deutschen und weißrufhenischen Dienststellen zur ersten Fahrt auf der neuen Line versam¬melt. Ein neu gestrichener Zug der Straßenbahn, bekränzt mit Tannengirlanden, geschmückt mit den deutschen und weißruthenischen Farben, stand bereit, um das Band zu durchfahren.
Nach einem Musikvortrag der einhei¬mischen Schutzmannschaftskopelle begrüßte Stadtkommissar Becker die deutschen und einheimischen Gäste und be¬tonte, daß die Einweihung einer neuen Straßenbahnlinie an und für sich kein weltgeschichtliches Ereignis sei, für Minsk im fünften Kriegjahr aber eine symbolhafle Bedeutung habe. Er dankte den verschiedenen deutschen Dienststellen, vor allem der KVD und der OT, für ihre tatkräftige Mitarbeit. Seine beson¬dere Anerkennung aber sprach er dem Oberbürgermeister der Hauptstadt Minsk, Kommar, und der einiheimischen Stadt¬verwaltung aus, die schnell und vorbild¬lich gearbeitet haben, um das seiner Zeit verkündete Projekt zur Durchführung zu bringen.
Oberbürgermeister Kommar durchschnitt dann unter den Klängen der Musikkapelle das weißrotweiße Band und der Zug startete mit den Gästen zur er¬sten Fahrt, die zum Güterbahnhof und zurück führte.
This page was loaded Nov 17th 2018, 6:33 am GMT.